«Мыслю, следовательно существую», - написал Рене Декарт в 1637 году.

Человек мыслит, и мысль доводит сам факт существования (наличия и состояния как живого существа) до его сознания. Таким образом человек обретает существование - через свое представление о нем.

Позже Антон Кемпински (польский врач-психиатр, 1918-1972) в рамках другой теоретической платформы сформулировал принцип информационного метаболизма, по сути развивая идеи Декарта: «Благодаря информационному метаболизму «моим» становится не только мой организм, но также и окружающий мир, который своеобразным образом воспринимается, переживается, и на который индивид своеобразно реагирует».

Другими словами, человек посредством работы мысли присваивает окружающую  реальность (и себя как часть этой реальности). И то, каким образом организован процесс мышления, определяет структуру присваиваемой реальности, знание о себе и мире.

Тип информационного метаболизма – соционический тип – описывает организацию процесса мышления и, как следствие, структуру интеллекта человека. Ближайшее понятие – склад ума. Все мы знаем о сути, например, аналитического или художественного складов ума. Знаем, как по-разному аналитики и художники видят мир и реагируют на него.

Соционика рассматривает «склад ума» как объемную многоуровневую конструкцию, описывающую структуру уровней компетентности человека в разных информационных областях. Соционический тип сводит в систему области изначально высокой компетентности, в которых человек способен на эвристическое мышление, и зоны ограниченной компетентности, в которых возможно только накопление навыков и не более.

Знание структуры интеллекта человека помогает определить его норму компетентности и норму определенных психических реакций. Это важно и для самопознания, и для понимания окружающих, и для теории и практики психологии и психотерапии.

«Склад ума», т.е. структура интеллекта – наиболее прочная платформа для диагностики профессиональной ориентации у подростков. А в области управления кадрами – для определения профпригодности, ожидаемого стиля работы сотрудников и принципа формирования рабочих команд.

Соционический тип – как «скелет» миропонимания – открывает новые горизонты для создания образов литературных и кино-героев, их черт характера и поведенческих мотиваций, отношений между героями – всего того, что должно быть особенно ценным  для людей творчества при создании художественных произведений.

Отношения между типами – интертипные отношения – отдельная значимая часть соционики, которая важна для аналитики и коррекции взаимодействий как между близкими людьми, так и в рабочих коллективах.