Автор: Новикова В.Ю.
Вопросы восприятия человеком объективного течения времени давно интересуют философов, историков, психофизиологов, психологов, педагогов и социологов. Изучая типы субъективного восприятия времени, ученые усматривают их связь с такими характеристиками личности, как адаптивность, психическая зрелость, социальная интегрированность, уровень интеллекта и т.д.
Цель настоящей работы – выявить соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени.
I. Обзор некоторых концепций субъективного восприятия времени.
В области истории и философии наиболее заметны работы Льва Гумилева и Франсуа Артога, рассматривающих категорию "время" применительно к этносам, культурам и периодам их развития. Предметом их исследования стал тип исторического мышления, который самым непосредственным образом связан с отношением к прошлому, настоящему и будущему, господствующему в обществе на конкретном этапе его развития.
Лев Гумилев на уровне этнопсихологии выделяет четыре "чувства времени": игнорирование, пассеизм, актуализм, футуризм.
Народы с первой системой восприятия игнорировали время как таковое. Реальны в их жизни, для их сознания были только конкретные события. А время, отсчет которого не приносит "никакой пользы для той деятельности, которая их кормит", воспринимается как некая абстракция.
- Пассеизм – ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. "...прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед..."
- Актуализм – отношение ко времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность. "Люди этого склада... хотят жить сейчас и для себя".
- Футуризм – восприятие времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность. "Это игнорирование прошлого и настоящего ради будущего... реальной признается только мечта..." [6]
Франсуа Артог пишет о трех типах исторического мышления, уточняя, что один из типов разбивается на два подтипа: пассеизм, презентизм и футуризм.
- Пассеизм у Артога – это такое восприятие времени, когда будущее располагается не впереди, а "сзади", ибо оно созидается исключительно по тем образцам, которые черпаются из прошлого, и в этом смысле ничем от него не отличается.
- Презентизм характеризуется культом настоящего, однако может проявляться как пассивно-потребительское отношение к реальности, либо как активно-созидательное с целью заручиться местом в истории, запечатлеть себя в ней.
- Футуризм – подчинение всего, что происходит в обществе, будущему. Тому будущему, которое не повторяет прошлое под копирку, а предвидится и становится ориентиром. [11]
Кроме глобально-исторического отношения ко времени на уровне этносов, значительный интерес представляют исследования, изучающие восприятие времени на индивидуально-личностном уровне.
В отечественной психологии личностно-временная проблематика активно разрабатывается усилиями К.А.Абульхановой-Славской [1], В.И.Ковалева [8], [9], Л.Кублицкене [10], В.Ф.Серенковой [12] и др.. В концепциях, развивающих это направление, психологами вводится понятие “личностное время”, под которым понимается "психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения как сложное развивающиеся целостное образование – способ жизни” [9].
В частности, В.И. Ковалев выделил четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий способы жизни личности [8], которые отличаются способом организации жизнедеятельности, направлением интереса во временной трансспективе и широтой воспринимаемого временного диапазона.
- Люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью временного кругозора.
- Представители функцинально-действенного способа жизни – энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.
- Отличительные особенности созидательно-преобразующего отношения ко времени: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одно из условий которой – оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансспектива.
- Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее. [8]
В области психофизиологии, в свою очередь, рассматривается проблема адаптации человека к течению реального времени как необходимого условия для успешной ориентации в окружающей среде. Так Б.И. Цуканов [13] вводит понятие "собственная единица времени" (СЕД), которая играет роль своеобразного индивидуального "шага", измеряющего текущее время. Экспериментальным путем Б.И. Цуканов выделил четыре коэффициента, соотносящих длительность собственной единицы времени человека со временем объективным и определяющих опережение или отставание субъективно переживаемого времени относительно течения времени реального.
- У людей с коэффициентом СЕД, равном 0,7, субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Они устремлены вперед, в будущее.
- При коэффициенте СЕД 0,88 человек тоже устремлен в будущее, но не теряет интереса к настоящему, как у первого типа.
- Человек с коэффициентом СЕД, равном 1,0 , привязан к реальному времени. Его субъективное время течет вместе с реальным.
- При коэффициенте СЕД 1,1 наблюдается отставание субъективного времени от реального. Человек ориентирован в прошлое.
Отмечалось также, что на субъективное восприятие времени влияют условия и содержание деятельности человека. Е.М. Гареев установил, что усложнение деятельности усиливает тенденцию к недооценке временных интервалов, то есть к ускорению субъективного течения времени относительно времени реального. [5]
Примечательно, что ученые из разных областей науки, рассматривая вопрос, как на уровне индивидуальности, так и на уровне человеческих общностей, опираясь на разные методологии, используя разные технологии, в своих исследованиях приходят к выводам, которые согласуются между собой и укладываются в систему из четырех типов субъективного восприятия времени. Представляется возможным обозначить эти типы как
- обращение интереса субъекта к прошлому,
- обращение интереса субъекта к настоящему в статике,
- обращение интереса субъекта к настоящему в динамике,
- обращение интереса субъекта к будущему.
II. Соционический аспект субъективного восприятия времени.
В связи с вышесказанным возникает вопрос, а каковы могут быть соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени?
Наиболее очевидной и логичной представляется гипотеза о привязке конкретных типов восприятия времени к качественным параметрам обработки информации – мерности функций.
1. Параметры опыта – характеристика индивидуального или личностного (социального) опыта, полученного от рождения и наработанного человеком в течение жизни в процессе принятия решений и исполнения воздействий. [7]
При обработке информации в соответствии с этими параметрами, человек всегда обращен в прошлое, в тот опыт, который был накоплен ранее. Какие-либо проявления человека по функциям Модели А, которые в обработке информации ограничиваются только этими параметрами (болевая и суггестивная), представляют собой, по сути, простой перенос усвоенных ранее моделей поведения и реагирования в реальное настоящее. Настоящее становится повторением прошлого, что характерно для пассеизма в классификации Франсуа Артога. Поверхностность, стереотипность и односторонность проявлений болевой и суггестивной функций нашли отражение в описании обыденного способа жизни В.И. Ковалевым. А способность человека решать только простые знакомые задачи по этим функциям рождает тенденцию к замедлению субъективного течения времени, к отставанию от времени реального, что смещает внутренний акцент внимания человека в прошлое и соответствует значению 1,1 для коэффициента СЕД по Б.И. Цуканову.
Учитывая специфику обработки информации функциями ментального и витального колец, можно сказать, что болевая функция ориентирована на осознание информации с опозданием, постфактум, ее решение всегда базируется на уже прошлой информации. Суггестивная функция также запаздывает в обработке принимаемой информации, что, кстати, объясняет факт, на который ссылаются многие люди в описании своего опыта. Довольно часто приходится слышать, что ценность информационной подпитки суггестивной ПФ по-настоящему осознается только после потери этой подпитки.
Такой тип восприятия времени может быть обозначен как "прошлое".
Небольшой пример про девушку ИЛЭ. После десяти минут ерзания на стуле она, наконец, приходит к выводу: "Неудачный стул я выбрала, там какая-то дырка в сидении". То есть, одномерной интровертной сенсорике понадобилось десять минут для того, чтобы окончательно распознать информацию, хотя процесс обработки начался уже в тот момент, когда девушка села на стул.
2. Параметры норм – характеристика норм, правил, обычаев, принятых приемов и стандартов (индивидуальных или социальных), которых следует придерживаться в процессе принятия решений или исполнения управляющих воздействий. [7]
Очевидно, что для такой обработки информации необходим и происходит перенос фокуса внимания человека на настоящее. Активное утверждение себя в социальном настоящем (ролевая функция) или индивидуальном настоящем (референтная функция) согласуются с описаниями установок функционально-действенного способа жизни (В.И Ковалев) и презентизма (Франсуа Артог). Двухмерные функции способны справляться с решением более сложных задач, чем одномерные, что ускоряет субъективное течение времени по сравнению с обработкой информации по одномерным функциям. Можно предположить, что скорость реального и субъективного времени выравниваются, т.е. коэффициент СЕД принимает значение 1,0 (Б.И. Цуканов).
Такой тип субъективного восприятия времени мы можем назвать "статичным настоящим", подчеркивая, что обработка информации по двумерным функциям позволяет человеку реагировать на текущие процессы в их реальной временной позиции, но без понимания тенденции развития этих процессов.
Ролевая функция оценивает и реагирует на информацию в момент ее поступления, однако без четкого понимания, к чему это может привести.
Референтная функция активно отзывается и быстро реагирует на поступающую информацию, но здесь также процесс интересен ради самого процесса, без далеко идущих перспектив. Такие перспективы могут предполагаться на уровне "не плохо было бы", однако не просматриваются реально.
Характерная особенность реакций по ролевой функции, которую часто описывают – это недальновидность, отсутствие стратегии в совершаемых действиях. Реакция почти всегда не соответствует ситуации (то недолет, то перелет; то недостарался, то перестарался), а результаты, к которым приводят действия по ролевой, зачастую оказываются неожиданными для самого человека. Типичен пример с ролевой экстравертной сенсорикой, которая в порыве самоутверждения в социуме берет на себя много ответственности, и ее обладатель уже потом, в процессе реализации этой ответственности, понимает, что груз оказался непосильным.
3. Параметры "ситуации" - характеристика условий, "обстановки" (индивидуальной или социальной) принятия решения или исполнения управляющих воздействий. [7]
Условия и обстановка – характеристики текущего момента, то есть, настоящего времени. А привнесение элемента творчества, характерное для функций Модели А, обрабатывающих информацию в соответствии с параметром "ситуации" (творческая и ограничительная), можно охарактеризовать как привнесение динамики в текущий момент. Фактически, третий параметр обработки информации позволяет человеку домысливать сиюминутное, конструировать и внедрять новую информацию, изменяя текущие тенденции. В классификации В.И.Ковалева такое взаимодействие с действительностью характерно для созидательно-преобразующего способа жизни и согласуется с описанием активно-созидательного подтипа презентизма (Франсуа Артог). Трехмерные функции решают уже по-настоящему сложные задачи, что проводит к ускорению субъективного течения времени, опережению реальности, однако пока без отрыва от настоящего, что по Б.И.Цуканову соответствует коэффициенту СЕД 0,88.
Такой тип субъективного восприятия времени мы можем охарактеризовать как "динамичное настоящее", подчеркивая, что обработка информации по трехмерным функциям позволяет человеку реагировать на текущую реальность с учетом ее желаемых изменений.
Творческая функция, работающая в режиме динамичного настоящего, фиксирует события в момент их наступления и принимает решение в настоящем с точки зрения соблюдения (или изменения) динамики и тенденции развития процесса. Собственно, это и есть творчество в настоящем.
Ограничительная функция, принимая решение в режиме динамичного настоящего, в основном ориентирована на критику и прерывание неблагоприятного с ее точки зрения развития событий.
4. Параметрическое время – момент индивидуального или социального времени в прошлом, настоящем или будущем, относительно которого принимается или исполняется соответственно индивидуальное или социальное решение.[7]
По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т.е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива – это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевые понятия, раскрывающие суть трансспективы - “чувственно-мысленный обзор”, а также “субъективно-ценностное обобщение и отношение” личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности [8].
Уже из самого определения четвертого параметра обработки информации следует, что параметрическое время задает максимальную ширину временной трансспективы, которая характерна для созерцательно-рефлексивного способа жизни (по В.И. Ковалеву), и только этот параметр обработки информации дает возможность заглянуть в то далекое будущее, которое становится культом в футуризме Франсуа Артога. Четырехмерные функции отличаются высокой скоростью решения сложных, комплексных, глобальных задач. На практике отмечено, что часто человек не может пояснить ход мыслей, приведший к выводу, сделанному в рамках аспекта четырехмерной функции. Решение приходит практически мгновенно, а разложить процесс обработки информации на этапы самому человеку не представляется возможным. Субъективное течение времени максимально ускоряется относительно времени реального, человек мыслит на опережение и ориентирован в будущее, что, согласно Б.И Цуканову, соответствует коэффициенту СЕД 0,7.
Такой тип субъективного восприятия времени можно назвать "будущее" и в том смысле, что интерес человека в обработке информации по четырехмерным функциям ориентирован в будущее, и в том смысле, что глобальное видение ситуации, обеспеченное наличием четвертого параметра обработки информации, позволяет достраивать картину настоящего теми возможностями, которые могут быть реализованы в будущем.
Базовая функция в своем стремлении в будущее нацелена на прогноз, ее решение базируется на перспективах (или отсутствии оных), которые она видит в будущем.
Фоновая функция в своем стремлении в будущее, в силу специфики блока Ид, нацелена на предупреждение, ее решение базируется на опасностях (или отсутствии оных), которые она предвидит.
Отдельно хотелось бы остановиться на понимании термина "прогноз".
В соционической теории зачастую принято связывать это понятие исключительно с аспектом "интровертная интуиция", а не с параметрами обработки информации. Однако, например, толковый словарь Ожегова предлагает такое значении этого термина: "Основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-н. П. погоды. П. болезни. П. событий". То есть, прогноз может рассматриваться как принцип обработки, который может быть применен к информации разного рода.
Например, способность четырехмерной интровертной сенсорики предсказать вкус незнакомого блюда еще на стадии прочтения рецепта – это, по сути, прогноз. Или способность четырехмерной интровертной этики почувствовать родную душу в полузнакомом человеке еще до того, как отношения в настоящем начнут развиваться, тоже не что иное, как прогноз. И т.п.
В качестве примера нацеленности на прогноз базовой функции можно привести случай с мужчиной СЛИ. Через некоторое время пребывания в комнате он произносит: "Начинает становиться душновато..." После чего встает и идет искать окно, которое можно открыть, возится с замками, из подручных средств создает конструкцию, удерживающую окно открытым. В изначальном посыле четко озвучен именно прогноз развития ситуации. Еще не душно и даже не душновато, но если ничего не предпринять, то через какое-то время будет нечем дышать. Решение в связи с прогнозом принято, после чего творческая экстравертная логика начинает менять тенденции процессов в настоящем, влияя на развитие ситуации.
Таким образом, охват временной трансспективы, тип субъективного восприятия времени и характер обработки информации по каждой функции Модели А можно представить в следующем виде:
Функция | Охват временной трасспективы и тип субъективного восприятия времени | Характер обработки информации |
Базовая | Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее, будущее | Прогноз |
Творческая | Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее | Созидание |
Ролевая | Прошлое, статичное настоящее | Участие |
Болевая | Прошлое | Осознание |
Суггестивная | Прошлое | Принятие |
Референтная | Прошлое, статичное настоящее | Отклик |
Ограничительная | Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее | Пресечение |
Фоновая | Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее, будущее | Предупреждение |
III. Выводы и предположения.
1. Все ситуации и события в жизни человека, информацию о которых он воспринимает, в абсолютном большинстве случаев мультиаспектны и обрабатываются всеми функциями Модели А. Но функции обрабатывают информацию по своим аспектам с разной скоростью, что влияет на время комплексного понимания ситуации. Это время может варьироваться от долей секунды до нескольких месяцев, в зависимости от стандартности/нестандартности воспринимаемой информации, и в большей степени зависит от того, насколько замедлятся при обработке информации одномерные функции.
2. Сопоставление субъективного и реального течения времени наталкивает на выводы о синхронности и последовательности реагирования функций на текущую реальность. Наиболее быстрые и мыслящие на опережение четырехмерные базовая и фоновая сразу выдают прогноз и предупреждение о потенциальном развитии ситуации. Далее тандем творческой и ограничительной (созидания и пресечения) вносит свои коррективы в тенденции и динамику отслеживаемых процессов. Ролевая и референтная участвуют в настоящем, включены в процесс его течения, а болевая и суггестивная с запозданием понимают, что же произошло.
3. Л.Н. Гумилев, описывая типы ощущения времени в этнопсихологии, отмечал, что у каждого человека одновременно присутствуют все типы, но какой-то один преобладает. Видимо, акцент на работе по определенной функции Модели А будет фиксировать человека в том типе субъективного ощущения времени, который с этой функцией связан, и в одном из способов жизни личности, описанных В.И. Ковалевым.
4. Довольно интересно рассмотреть развитие разного рода процессов в рамках социального настоящего, и формирование социальных стереотипов с точки зрения разнесения во времени участия в этих процессах представителей разных ТИМов.
Когда мы говорим об участии в процессах социума, мы говорим о функциях ментального кольца Модели А, так как витальное кольцо, скорее, контролирует эти процессы, чем создает их.
Базовая функция в своих прогнозах опережает текущее время, становясь информационным новатором по тому аспекту, который обрабатывает. Творческая функция с аналогичным аспектом в динамичном настоящем воплощает идеи базовой. Ролевая функция в статичном настоящем попадает под влияние процесса, спровоцированного творческой. А болевая уже фиксирует факт того, что она была свидетелем этого процесса в прошлом.
Пример на базе информации по интровертной сенсорике.
Базовая БС (СЛИ, СЭИ) делает прогноз, что блюдо из свинины с абрикосами будет вкусным.
Творческая БС (ЛСЭ, ЭСЭ), подхватывая идею, в динамичном настоящем готовит такую свинину, воплощая идею в максимально доступной форме, и угощает всех.
Ролевая БС (ИЛИ, ИЭИ) в статичном настоящем фиксирует факт, что сейчас свинину готовят с абрикосами, и тоже готовит блюдо так, как научила творческая.
Болевая БС (ЛИЭ, ЭИЭ) просто ест эту свинину и потом вспоминает, что это, пожалуй, было вкусно.
Таким образом, можно сказать, что, в соответствии со временем (очередностью) информационного участия в развитии процессов социума, человек по своей базовой функции становится новатором, по творческой - последователем, по ролевой – участником, а по болевой функции – свидетелем процессов.
Это движение информации, кстати, иллюстрирует превращение оригинальной идеи в социальный стереотип. Подобные процессы не обязательно имеют глобальный масштаб. Часто это могут быть какие-то мелочи, касающиеся словотворчества, новой технологической бытовой выдумки, нового рецепта напитка или блюда, которые, распространяясь через «сарафанное» радио, через полгода-год становятся банальными и привычными.
Резюме.
Изложенная гипотеза углубляет понимание специфики обработки информации каждой функцией, связывает понятие информационного метаболизма с такими категориями как стиль жизни и социальная адаптация, раскрывает новые аспекты в проявлениях искажений и акцентов ТИМа. И это не полный список вопросов, которые можно прояснить, вводя в соционическую теорию понятие типа субъективного восприятия времени.
Список литературы.
1. Абульханова–Славская К.А. "Стратегия жизни". // М.: Мысль, 1991
2. Аугустинавичюте А. "Соционика" (в 2-х т). // СПб.: Terra Fantastica, 1998.
3. Букалов А.В. "Психоинформационное пространство и структура событий в физическом пространстве-времени. Синхроника".// "Физика сознания и жизни, космология и астрофизика", № 2, 2002.
4. Букалов А.В. "Структура и размерность функций информационного метаболизма". // "Соционика, ментология и психология личности". № 2. 1995.
5. Гареев Е.М. "Межцентральные взаимоотношения неокортекса при оценке времени и ее психофизиологические закономерности". Дис. канд. биол. наук. // Уфа, 1987.
6. Гумилев Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли". // СПБ.: "Азбука-классика", 2002.
7. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей". // М.: Астрель, 2003
8. Ковалев В.И. "Категория времени в психологии (личностный аспект)". Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. // М.: Наука, 1988.
9. Ковалев В.И. "Личностное время как предмет психологического исследования". Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Т.1 // Черновцы, 1991.
10. Кублицкене Л.Ю. "Личностные особенности организации времени". Автореферат. дис. канд. психол. наук. // М., 1989.
11. Мильчина В. Реферат по книге Francois Hartog. "Regimes d’historicite. Presentisme et experiences du temps". // Paris : Editions du Seuil, 2003.
12. Серенкова В.Ф. "Типологические особенности планирования личностного времени". Автореферат дис. канд. психол. наук. // М., 1991.
13. Цуканов Б.И. "Время в психике человека". // Одесса: "Астро Принт", 2000.
14. Шульман Г.А. "О творчестве, о функциях, о ТИМах…"// "Соционика, ментология и психология личности". № 5. 2005.
Новикова В.Ю. Соционическая природа субъективного восприятия времени // СМиПЛ, 2008, №5.