Автор: Новикова В.Ю.
В своей практике преподавания соционики и модерирования соционического форума я постоянно сталкиваюсь с примерами непонимания роли ТИМного и личностного в поведении человека, смешивания этих частей и подмены одной части другой. Такая путаница порождает массу неверных толкований как соционических понятий и категорий, так и целых элементов соционической теории.
При изучении соционики очень важно понимать и разделять то влияние, которое оказывают на человеческие проявления личностные и ТИМные факторы. Без этого практически невозможно обеспечить корректность применения соционических знаний на практике.
I. Процесс обработки информации психикой человека.
1. Первым этапом является раздражение органов восприятия, которое провоцирует начало процесса обработки информации. Если рассматривать среднестатистического человека, не имеющего изъянов в функционировании органов восприятия, то можно утверждать, что на этом этапе процесс проходит одинаково у всех людей, не зависимо от их ТИМов и индивидуально-личностных характеристик.
Например, представим ситуацию, когда два человека разных ТИМов идут вместе по городской улице. Их органы восприятия в одинаковой обстановке испытывают одинаковое раздражение. Они слышат одинаковые звуки, ощущают один и тот же ветер, чувствуют одни и те же запахи и видят одну и ту же панораму.
2. На следующем этапе происходит разделение входящего информационного потока на 8 частей (информационных аспектов). Этот этап происходит уже внутри психики человека и тоже является универсальным для всех.
3. Далее происходит обработка информации по каждому аспекту в соответствии с конкретной функцией Модели А. Именно на этом этапе начинают реализовываться ТИМные характеристики человека.
4. На основании обработанных данных создается информационная карта входящего потока, структурированная в соответствии с Моделью А. На этом этапе человек понимает, что именно он видит в ситуации.
Вернемся к примеру с друзьями, которые идут по улице. Предположим, что их ТИМы - СЛИ и ИЭЭ. Несмотря на то, что шли они вместе, описание того, что они видели, будет разным и будет полностью соответствовать ТИМам каждого из них. Например, СЛИ может рассказать, что город ему запомнился чистым воздухом, хорошей едой и приемлемыми ценами. ИЭЭ расскажет обо всем уникально-нестандартно-эксклюзивном, увиденном в городе и почерпнутым из общения с аборигенами.
5. Следующим этапом происходит субъективная оценка информационной карты (хорошо/плохо, правильно/неправильно) с позиции личностных ценностей, принципов, верований, убеждений и норм. Что именно человек будет оценивать (настроение людей или цены в ресторанах) - зависит от его ТИМа. А вот суть оценки зависит от личностных установок, убеждений и стандартов.
Например, ИЭЭ может отметить исключительную открытость и доверчивость жителей города. И в зависимости от личностных убеждений может оценить это качество как чрезмерное недопустимое простодушие или увидеть в этом расслабляюще-комфортную атмосферу для общения.
6. Далее, на основе субъективной оценки, происходит формирование локальных целей, исходящих из полученной информации, и мотиваций (системы доводов и аргументов) в пользу какого-либо решения. Отметим, что информационная структура мотивации будет зависеть от ТИМа, а вот суть и смысл - от личностных убеждений.
Например, ИЭЭ, оценив доверчивость аборигенов как недопустимое простодушие, в зависимости от личностных принципов может считать, что "Простаков надо учить, чтобы иммунитет против людской злости нарабатывали" или "Простаков надо оберегать от людской злости".
Обе мотивации построены на основе одинаковой информации, но имеют разный смысл и приводят к разным решениям.
7. На следующем этапе происходит принятие решения, нацеленного на конкретный результат, и программирование действий для достижения этого результата.
Исходя из вышеприведенного примера, принимается решение "учить" или "беречь" и определяется способ реализации этого решения.
Следует отметить, что собственно желаемый результат продиктован личностными установками субъекта, а вот инструменты, которые буду задействованы для достижения результата, зависят и от личностных установок, и от ТИМа.
Продолжая пример, "учить" или "беречь" ИЭЭ будет, используя возможности ситуации и управляя отношениями с людьми (если решит действовать из Эго), или, например, оказывая волевое давление и настаивая на следовании правилам и соблюдении формальностей (если решит действовать из Супер-эго). Возможно использование инструментария любого блока Модели А. Выбор инструментария определяется личностными факторами, а сам инструментарий в свою очередь определяет экспертность и эффективность реализуемых действий.
8. Завершающим этапом всего процесса является непосредственно совершение действий, реализующих принятые решения. Эти действия, совершаемые человеком в конкретных ситуациях, собственно, и являют собой целенаправленное поведение.
Необходимо подчеркнуть, что этапы 1 и 2 не зависят от ТИМа, этапы 3 и 4 полностью обусловлены ТИМом, а, начиная с 5 этапа, на процесс обработки информации начинают накладываться личностные факторы, которые оказывают весьма значительное влияние на принятие решений и на реализацию этих решений действиями, т.е. на поведение человека.
II. Немного о личном.
В этой статье не ставится цель разобрать личностные факторы подробно. Однако обозначить, что мы называем личностными факторами, необходимо.
Личностные убеждения, установки, верования и принципы формируются под влиянием ближнего и дальнего социума, в котором воспитывается человек. В течение жизни система ценностей претерпевает изменения. Человек набирается жизненного опыта, пересматривает свои взгляды. Эти изменения отражаются на поведении человека. Оно тоже меняется с течением времени.
Личностные факторы можно систематизировать следующим образом.
1. Индивидуально-личностные:
- уровень самооценки (высокомерие/самоуничижение);
- личностная зрелость (актуализация/инфантилизм);
- адекватность самовосприятия;
- образовательно-культурный уровень.
2. Локально-социальные:
- семейная парадигма (семейные сценарии, семейные ценности).
3. Глобально-социальные:
- культурно-профессиональная среда существования;
- социальный уровень;
- регионально-территориальная парадигма.
III. Некоторые выводы из алгоритма обработки информации.
1. Довольно часто приходится слышать претензии к точности существующих описаний ТИМов. Алгоритм обработки информации показывает, почему эти описания не могут быть универсальными и подходить каждому представителю ТИМа с точностью до запятой. Существующие описания ТИМов - это, скорее, описания более-менее усредненного поведения конкретных людей, относимых автором описания к конкретному ТИМу. А поведение человека наряду с ТИМом формирует и личностный фактор, который индивидуален для каждого человека и может меняться с течением времени.
2. Очевидно, что для диагностики ТИМа нужно искать методы, которые позволили бы оценивать процесс обработки человеком информации, происходящий на 3 и 4 этапах. То есть, анализировать параметры обработки информации функциями Модели А и структуру получаемой на основании этого информационной карты.
Однако приходится констатировать факт, что до сих пор широкое распространение имеют методы т.н. "ситуационного" типирования, анализирующие описание человеком своего поведения в рамках ситуации с заданными параметрами. На основании вышеизложенного становится очевидно, что использовать подобные методы нужно крайне осторожно, отдавая себе отчет в том, что выявляемые таким образом проявления 7 и 8 этапов несут в себе значительное влияние личностных факторов, не относящихся к ТИМу. Если уж и спрашивать человека о его действиях в заданной ситуации, то только для того, чтобы уточняющими вопросами, возвращаясь по алгоритму назад, выяснить параметры исходной информации, на основе которой строилась мотивация в пользу продекларированного решения. И в таком случае именно базовая информация, а не конечное решение, будет указывать на ТИМ.
3. Нетрудно заметить, что обработка информации имеет несколько уровней:
- физиологический (1 - 2 этапы),
- ТИМный (3 - 4 этапы),
- личностный (5 - 6 этапы),
- смешанный (7 - 8 этапы).
Информационное взаимодействие между людьми происходит на каждом из уровней. И на каждом из уровней можно наблюдать комфортность или не комфортность информационных отношений.
Обработка информации на физиологическом уровне зависит от функционирования органов восприятия. Очевидно, что коммуникации между людьми зрячими и слепыми, например, затруднены, просто в силу того, что у них уже на уровне восприятия информационные потоки существенно различаются.
Соционические интертипные отношения описывают информационное взаимодействие на уровне ТИМов. То есть характер информационных связей между элементами Моделей А, который показывает, насколько адекватным и благоприятным будет информационный обмен между партнерами в рамках конкретных информационных аспектов.
Информационная совместимость на личностном уровне проявляется в совместимости индивидуально-личностных, локально-социальных и глобально-социальных установок человека. Типичным примером несовместимости партнеров в личной жизни может служить пример несовпадения семейных парадигм.
На "смешанном" уровне определяется совместимость и согласованность поведения людей, которая зависит и от того, в каких интертипных отношениях они находятся, и от того, насколько согласованы их личностные установки. Фактически отношения между людьми (не между ТИМами) формируются именно на этом этапе. Следует иметь в виду, что взаимодействие на каждом конкретном уровне в различных ситуациях для различных людей может иметь разную степень значимости и влияния на общую картину взаимоотношений.
Такой подход наглядно показывает, почему в реальности возникают такие ситуации, когда дуалы не могут найти общий язык. Или когда люди, ТИМы которых находятся в "некомфортных" интертипных отношениях (конфликтные, супер-эго и т.д.), дружат и дорожат друг другом.
Список литературы.
1. Аугустинавичюте А. "Соционика" (в 2-х т). // СПб.: Terra Fantastica, 1998.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. "Мозг, Разум и Поведение". (пер. канд. биол. наук Годиной Е.З.) // М.: "Мир", 1988.
3. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей". // М.: Астрель, 2003.
4. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Л.: Физиология поведения, 1987.
5. Судаков К. В. "Системное построение функций человека". // М.: Институт нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 1999.
6. Удалова Е.А., Бескова Л.А. Уроки соционики, или самое главное, чему нас не научили в школе". // М.: Астрель, 2003.
Новикова В.Ю. Алгоритм процесса обработки информации: ТИМное и личностное // СМиПЛ, 2008, №4.