Две концепции, имеющие общие корни, схожую терминологию и пересекающиеся группы сторонников. Подавляющее большинство людей, знакомых с одной из этих концепций, знают и о существовании другой.
А далее наблюдается интересное разделение.
В последнее время стала увеличиваться численность первой группы, что, безусловно, огорчает, т.к. и соционика, и психософия – знания, проверенные практикой и несущие ценную прикладную информацию о человеке. Игнорирование одной из концепций существенно обедняет представление о мотивах и проявлениях человека. В то же время совмещение этих подходов дает более целостное и объемное понимание сути и смысла человеческих реакций.
Однако, чтобы корректно совмещать соционику и психософию, необходимо разобраться в их предмете и принципе дополнения этих знаний.
Соционика
Соционика опирается на базис Юнга – систему четырех дихотомий, но в своей интерпретации.
Мышление – чувство, ощущение – интуиция в типологии Юнга – это психические функции, которые существуют в экстравертном – интровертном варианте и делятся на рациональный – иррациональный классы. Предмет типологии – функционирование психики.
Соционика исследует другой предмет – информационный метаболизм психики, в результате особенностей которого человек имеет изначальную компетентность в одном из полюсов юнговских дихотомий, получивших новое название: логика – этика, сенсорика – интуиция, которые тоже существуют в экстравертном – интровертном варианте и делятся на рациональный – иррациональный классы.
Итого, соционическим тип – тип информационного метаболизма – дает представление о структуре информационной компетентности человека, определяя область экспертного знания и область навыков. Другими словами, ТИМ определяет, что человек реально может в обработке информации, его интеллектуальный потенциал.
(Используя тут слово «интеллектуальный», я обращаю внимание, что сейчас рассматривается 8 видов интеллекта, которые коррелируют с 8 соционическими информационными аспектами).
Психософия
В предисловии к своей книге «Синтаксис любви» А.А.Афанасьев упоминает типологию Юнга в ряду других концепций, которые, по его мнению, логично предвосхитили появление психософии (авторское название – психе-йога).
И на первый взгляд кажется очевидной корреляция понятий психософии и соционики:
Логика (в ПЙ) – логика в соционике, мышление в типологии Юнга.
Эмоция (в ПЙ) – этика в соционике, чувство в типологии Юнга.
Физика (в ПЙ) – сенсорика в соционике, ощущение в типологии Юнга.
Воля (в ПЙ) – интуиция в соционике и типологии Юнга (как функция направления).
Более того, в том же предисловии Афанасьев упоминает работу Аушры Аугустинавичуте, давая понять, что знаком с соционикой. И наконец, иллюзию корреляции усиливает тот факт, что, будучи представителем ТИМа ЛИИ, автор психе-йоги определил свой психотип как ЛВФЭ. На момент написания книги «Синтаксис любви» в соционике была популярна Модель Ю, которая относительно Модели А учитывает базовую, творческую, болевую и суггестивную функции. Для ЛИИ Модель Ю представляет ряд: белая логика/черная интуиция/черная сенсорика/черная этика. Что намекает на связь с порядком функций в психотипе ЛВФЭ и корреляцию между лексически схожими терминами из разных концепций.
Однако при детальном изучении вопроса становится понятно, что и понимание, и наполнение функций в психософии и соционике существенно различаются.
А главное, что в психософии автор отходит от принципа противоположности признаков, который эмпирически выведен Юнгом в типологии и соблюдается в соционике. И если с т.з. соционики человек не может быть одновременно логиком и этиком, т.к. это пара противоположных признаков, то в психософии тип может одновременно нести высокие Логику и Эмоцию.
И наконец, неоднозначным представляется предмет психе-йоги по представлению самого автора, а также функциональная нагрузка элементов психотипа.
В качестве предмета психе-йоги автор в пределах двух абзацев перечисляет понятия «существо человека», «человеческое бытие», «психика человека», выводя на систему «психических типов».
Психический тип представляет собой четырехступенчатый порядок функций, который, по начальной задумке автора, определяет степень достоверности восприятия мира и одновременно степень субъективной значимости функций. Т.е. предполагается, что в области верхних (важных) функций человек наиболее компетентен, а в области нижних – наименее компетентен.
Другими словами, элементы психотипа одновременно несут нагрузку приоритета и компетентности, что уже однозначно противоречит концепции Юнга и соционики. Если одновременный высокий приоритет Логики и Эмоции вполне можно представить, то одновременная экспертность в соционических логике и этике невозможна.
Соционика & психософия
Все вышесказанное подводит нас к мысли, что нельзя рассматривать соционику и психософию как коррелирующие системы.
Кроме того, очевидно, что для решения задачи комбинирования этих систем необходимо извлечь из психе-йоги соционическую компоненту (идею компетентности) и уточнить предмет психософии.
Предлагается сделать это следующим образом:
Нужно отметить, что информационная область (информационный аспект) и область бытия – это разные сущности, хоть они и имеют лексически схожие названия.
Области бытия (Логика, Эмоция, Физика, Воля в психософии) – мультиаспектные образования, в восприятии и интерпретации которых задействована вся Модель А ТИМа.
Такой подход, с одной стороны, позволяет непротиворечиво вписать психософию в систему общих знаний о человеке, а с другой стороны, - органично сочетать соционику и психософию в исследовании человека.
Исследование этого сочетания «могу» и «хочу» дает возможность выявления и разрешения внутренних конфликтов, дает ключ к пониманию органичной реализации человека.
И ТИМ, и психотип проявляются в поведении человека. Четкое разделение реакций человека в рамках этих двух систем выводит диагностику и ТИМа, и психотипа на новый уровень точности.
Интертипные отношения в соционике описывают уровень глубинных информационных коммуникаций.
Интертипные отношения в психософии разворачиваются на уровне систем ценностей.
Применение обеих систем в анализе отношений между людьми открывает новую глубину прогнозирования проблем и формирования методов их разрешения.
А это, в свою очередь, открывает новые возможности в области семейного и корпоративного консультирования.
Резюме
Все вышеперечисленное – лишь крупные штрихи в целостной и объемной картине, которую дает сочетание соционики и психософии в анализе реакций человека и межличностных отношений.
Очевидно, что применение обеих систем, с одной стороны, дает более полное понимание человека в целом, а с другой стороны, уточняет его проявления в рамках каждой из систем.
Соционика и психософия не спорят между собой, а органично дополняют друг друга. Игнорирование любого из этих знаний автоматически создает ошибки в анализе и прогнозе проявлений человека.
И следовательно, знание обеих систем имеет смысл и для тех, кто специализируется в области соционики, и для тех, кто делает акцент на психософии.
С уважением, Вера Новикова