Головчинер В.Ю.

Тема любви и отношений острая для многих людей и специалистов. Не секрет, что к соционике зачастую обращаются для того, чтобы найти инструмент создания гармоничных отношений.

При поверхностном анализе эти темы связывают с дихотомией логика-этика. Этики эмоциональные, опираются на чувства. Логики рассудочные, опираются на анализ. В любви и отношениях – тоже.

Из специфики дихотомии сенсорика-интуиция тоже что-то можно узнать. Сенсорики любят на ощупь и собственнически, для интуитов любовь приходит своевременно.

Многое можно почерпнуть из анализа ценностей квадры. Виктор Гуленко раскрывает эту тему в концепции сценариев агрессор-жертва и заботливый-инфантил.

Но это не все. Если уйти глубже в анализ структуры наполнения Модели А, то по-новому открывается тема любви и отношений в контексте признака «эмотивизм-конструктивизм».

В основу этой статьи легли наблюдения, почерпнутые в процессе соционической встречи, посвященной признаку "эмотивизм-конструктивизм", на которой тема любви и отношений всплыла сама собой. А эксперты и аудитория четко разделились в своих позициях по этим темам в соответствии с исследуемым признаком.

Итак. Под термином «любовь» в этой статье я буду понимать эмоционально-чувственную реакцию людей друг на друга, базирующуюся в большей степени на физиологической основе: гормоны, феромоны, инстинкт продолжения рода.

Отношения – это устойчивая связь, которую человек выбирает и поддерживает на определенной дистанции.

Любовь может быть или не быть причиной отношений, но по большей части, желая установить близкие гармоничные отношения, человек имеет в виду связь, несущую в себе взаимно приятный эмоциональный фон.

Эмотивисты – ТИМы с аспектами логики в интертном блоке Модели А и аспектами этики в контактном блоке Модели А. Это иррациональные этики и рациональные логики.

Конструктивисты – наоборот. Это иррациональные логики и рациональные этики.

Интертный блок (функции 1, 4, 6 и 7) характерен тем, что по аспектам функций этого блока человек формирует убеждения и накапливает опыт, которые становятся определяющими жизненными установками, опорой и фундаментом для его жизненных сценариев. Человек проявляет инертность и закрытость в этих установках, не склонен их обсуждать и менять.

Контактный блок (функции 2, 3, 5 и 8) состоит из функций, по которым человек находится в постоянном контакте с окружающей средой, настроен на транзит информации по аспектам этих функций и даже инициирует этот транзит. Он легко входит в новый опыт, примеряет новые установки и так же легко с ними расстается. Убеждения по аспектам функций контактного блока не имеют для человека глубокого определяющего значения.

Психологические и психотерапевтические следствия признака «эмотивизм-конструктивизм» были рассмотрены в статье "Психологические и психотерапевтические аспекты признака эмотивизм – конструктивизм".

Любовь. Как эмоциональный опыт, имеющий гормональную природу, любовь случается с каждым человеком, независимо от его ТИМа.

В структуре аспектов любовь как эмоция относится к этике. От неофитов можно слышать наивные предположения, что этики могут любить, а логики – нет. Или что этики испытывают более яркие эмоции, а логики – нет. Такие предположения не вписываются в концепцию соционики и не находят подтверждения в опыте.

Мерность функции, обрабатывающей аспекты этики, показывает глубину и масштаб восприятия, обработки и выдачи информации по этике, а не сам феномен испытывания эмоционального состояния. Т.е. человек испытывает эмоции в силу того, что он человек и обладает лимбической системой, а вот насколько он разбирается в своих и чужих эмоциях – это уже зависит от его ТИМа.

Возвращаясь к признаку «эмотивизм-конструктивизм», следует отметить, что эмоциональный опыт попадает у эмотивистов в контактный блок, а у конструктивистов в инертный блок Модели А.

И тут открывается любопытный ракурс анализа.

Для эмотивиста любовь-эмоция – это транзитный опыт, в который легко войти и из которого легко выйти, который попадает в поток постоянно прибывающего нового опыта и может быть смыт этим потоком.

Для эмотивиста эмоциональный опыт – это приятное, но переменное состояние. Эмотивисты знают, что чувства не вечны, страсть быстро проходит, время лечит и стирает краски. А значит, любовь-эмоция – приятное приключение, но не более. И уж точно не повод создавать отношения, для отношений нужно что-то еще.

Для конструктивиста эмоциональный опыт затрагивает фундаментальные аспекты. Это глубоко и надолго. Для конструктивистов характерно застревание в эмоциях, а значит, и любовь-эмоция для них будет переживанием, определяющим жизнь.

Конструктивисты знают, что время не лечит, логический анализ плохо помогает, а чувства, какими бы они ни были, очень долго не теряют накала.

И, следовательно, для конструктивистов любовь-эмоция сильный довод в пользу создания отношений.

Итак, эмотивисты более открыты эмоциональному опыту, более влюбчивы, но менее стабильны в чувствах. Конструктивисты застревают в чувствах, стабильны и не настроены на транзит эмоций.

Эмотивистам для решения о вступлении в отношения нужен не эмоциональный довод, а что-то более надежное и стабильное. И для эмотивистов это «что-то» будет находиться в области убеждений, концепций, взглядов на жизнь в контексте логики, ибо логика попадает в инертный блок их Модели А.

Для принятия решения об отношениях эмотивисту принципиально важно, чтобы человек был единомышленником в большинстве основных жизненных вопросов. Уровень развития партнера, образование, интеллект, кругозор, система ценностей, представления о добре и зле, о правах и обязанностях - и многое другое, что можно отнести к области рассудочных установок и концепций.

Если есть логическое согласие и одновременно позитивная эмоциональная реакция на партнера – это уже весомый аргумент в пользу начала близких серьезных отношений.

Если же эмоциональная реакция есть, а логического согласия нет – сами эмотивисты сразу расценивают такую ситуацию как недолгое приключение. Или если в процессе начавшегося сближения проясняются принципы партнера, противоречащие установкам эмотивиста, это расценивается как начало конца. Вариант пересмотреть принципы практически невозможен.

В этом контексте иначе воспринимаются многочисленные шутки о неприязни демократов и республиканцев в американской культуре вплоть до невозможности браков между ними. ИТИМ Америки – ЛИЭ, эмотивист. Разница в политических взглядах для эмотивистов действительно может быть критичной.

Другая картина открывается у конструктивистов. При наличии сильного эмоционального отклика на партнера конструктивисты лояльны к разнице в принципах. В их структуре бытия (Модели А) все концепции – это преходящее, не затрагивающее основы личности. В этом можно подвинуться, на что-то закрыть глаза, в конце концов, при общении можно не затрагивать темы особо острой конфронтации. А если вдруг случится острая логическая дискуссия – это не повод разочаровываться в партнере ( и тут эмотивисты не согласны).

Конечно, речь не идет о крайностях. И конструктивист может столкнуться с абсолютным противостоянием по всем позициям, что сделает невозможными какие-либо близкие отношения, но при этом совсем не обязательно отменит эмоциональный отклик на человека.

«Эмотивизм-конструктивизм» - дополняющая дихотомия.

В дуальной паре конструктивист подстраивается под ключевые концепции и принципы партнера, конечно, если вовлечен в него эмоционально. Эмотивист силой своего обаяния провоцирует, инициирует эмоциональный отклик у конструктивиста.

Связь между эмотивистами обычно вспыхивает ярко и бурно, оба стремятся очаровать друг друга, а перспективы отношений начинают проясняться на этапе столкновения с принципами партнера. И при несогласии ни один не намерен идти на уступки, пыл и жар быстро охладевает, пара распадается.

Связь между конструктивистами устанавливается при наличии взаимного эмоционального отклика, а в части принципов и мировоззрения они находят такие области, в которых есть согласие, и эти области становятся темой их коммуникаций. Острые вопросы просто обходят стороной.

Любопытно здесь то, что прогноз отношений со стороны эмотивиста легче просчитать, так как он лежит в плоскости рассудочного. А вот эмоциональный отклик конструктивиста – субъективная реальность, которую прогнозировать сложнее.

Еще любопытно, что у рационалов рассудочная и эмоцианальная природа отношений согласуется с дихотомией логика-этика. А у иррационалов - этики показывают более рассудочный подход, а логики более чувственный.

Аналогично признаку «эмотивизм-конструктивизм» на специфике отношений в паре сказывается и признак «тактика-стратегия», связанный с распределением аспектов сенсорики и интуиции в инертном и контактом блоках Модели А. Но это уже тема другой статьи.

Особенности любви и отношений, раскрытые в статье, чрезвычайно полезны для самоанализа, для оценки ситуации в отношениях и поиска путей гармонизации взаимодействия партнеров.

Для анализа перспектив в конкретных интертипных отношениях.

Изложенная информация может стать исключительно ценной для специалистов в области семейного консультирования, потому что открывает новый ракурс понимания нормы и структуры отношений, а также причины конфликтов.

 

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. "Соционика" (в 2-х т).  // СПб.: Terra Fantastica, 1998.
  2. Букалов А.В. «Потенциал личности и загадки человеческих отношений» //М.: Черная белка, 2009.
  3. Миронов В.В. «Признаки Рейнина. Малые группы» : В 3 т. // Санкт-Петербург, 2012.
  4. Рейнин Г. Р. «Тайны типа. Модели. Группы. Признаки» //М.: Черная белка, 2010.
  5. Головчинер (Новикова) В.Ю. "Психологические и психотерапевтические аспекты признака эмотивизм-конструктивизм".